КОПЫТИН А И ОСНОВЫ АРТ ТЕРАПИИ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Вклад психодинамического направления 1. Техники медитативного рисунка 5. Перейти на страницу книги. В настоящем издании центральное место отводится описанию коррекционно-про-филактической программы, разработанной в соответствии с авторской моделью системной арт-терапии, представлены современные методы арт-терапии посттравматических расстройств, разнообразные методики, рекомендуемые для использования на разных этапах реализации программы, а также результаты ее применения. Хорошая книга, в которой большую часть текста занимают техники, игры и упражнения на основе фотографии. Излагаются результаты международного исследования использования фотографии в творческой и клинической практике российских и британских арт-терапевтов.

Добавил: Makazahn
Размер: 43.89 Mb
Скачали: 29860
Формат: ZIP архив

В статье обсуждаются теоретико-методологические, организационные осноуы исследовательские проблемы, связанные с интеграцией арт-терапии в деятельность психиатрических учреждений разных стран мира. Приводится теоретическое обоснование и методология применения оригинальной модели клинической системной арт-терапии САТ. Представлены процессуально-технологические особенности, организационные условия, а также некоторые лечебно-реабилитационные эффекты применения САТ при разных психических расстройствах.

В медицинских, образовательных и социальных учреждениях разных стран в последние годы все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством arts therapies.

Согласно международной классификации European Consortium for Arts Therapies Education,психотерапия искусством представлена четырьмя самостоятельными модальностями: В том же документе отмечено: Это определяет приоритетную роль клинических знаний, теропии на концепцию биопсихосоциогенеза болезней и состояний психосоциальной дезадаптации при разработке и реализации арт-терапевтических вмешательств. Попытки использовать техники арт-терапии без достаточной клинической подготовки или при отсутствии тесного контакта со специалистами в области психического ропытин, медицинскими работниками во многих случаях могут быть признаны неэтичными и чреватыми причинением клиентам морального и физического ущерба.

Арт-терапия также тесно связана с художественной практикой. Немаловажную роль арт-терапия играет в деятельности психиатрических учреждений.

В работе с душевнобольными арт-терапия начала использоваться раньше, чем в других областях медицины. В скромном арсенале методов лечения психических заболеваний второй половины XIX. Некоторыми психиатрами еще давно были отмечены выразительность и своеобразие художественного языка душевнобольных А.

Моргентхалерналичие определенной связи между творческими способностями и душевными расстройствами Ч. Карпова также благотворное влияние творческих тераппии на процессы психиатрического лечения и психотерапии П. Примерно с середины ХХ.

Права на использование объекта хранения

Немаловажное значение имела происходящая в те годы реорганизация психиатрической службы. Она выразилась в развитии сети внебольничной помощи душевнобольным и создании более эффективных средств медикаментозной терапии психических заболеваний.

Формы арт-терапевтической оерапии при этом становятся все более разнообразными, учитывающими полипрофессиональный контекст деятельности психиатрических учреждений и направленными на получение максимального лечебно-реабилитационного эффекта, успешную интеграцию больных в общество.

Недостаточно разработанными остаются методологические и организационные вопросы, связанные с использованием арт-терапии в системе психиатрического обслуживания. Как за рубежом, так и в нашей стране пока недостаточно учитываются показания для использования арт-терапии при разных психических расстройствах и разных этапах лечебно-реабилитационного процесса.

Практикующие арт-терапию специалисты подчас не имеют достаточной специальной подготовки, необходимой для ее квалифицированного использования. Зачастую такие выставки терпии на решение задач реабилитации, изменение отношения к душевнобольным и инвалидам, их дестигматизацию.

Детальная информация

В настоящее время в лечебно-реабилитационной практике психиатрии и психотерапии в разных странах мира используются разные модели арт-терапии. Они складывались постепенно, вместе с развитием методов лечения психических расстройств и структурными изменениями системы психиатрического обслуживания.

Определенное влияние на формирование моделей арт-терапии оказала культурная среда и система общественных отношений. Исторически формировавшиеся модели арт-терапии психических расстройств были тесно связаны с торапии профессиональными группами, стоявшими у истоков развития западной арт-терапии в целом и продолжающими оказывать влияние на ее развитие на современном этапе.

Для ряда западных кпоытин, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в развитие первых форм арт-терапии в психиатрической среде начиная с середины ХХ века. Значительное число пионеров арт-терапии в этих странах являлись художниками или арт-педагогами Эдит Крамер, Адриан Хилл, Эдвард Адамсон, Сьюзан Бах и окпытин. Развиваемые ими модели арт-терапии, по сути, являются результатом влияния следующих основных теоретико-методологических подходов:.

На развитие первых форм арт-терапии также оказали определенное влияние представители психодинамического подхода — психоаналитики и врачи-психиатры, включавшие в процесс психотерапевтического взаимодействия с пациентами изобразительные средства К. В отличие от художников и арт-педагогов, они строили свою работу, опираясь на теоретико-методологический копытан аналитической психологии, теории объектных отношений, а в последующем также на теоретические разработки в области групповой динамической психотерапии В.

Фолькиса, динамической психиатрии Г.

Имеется определенная связь между теоретико-методологической основой работы зарубежных специалистов и практикуемыми ими организационными формами арт-терапии. Так, креативистское и художественно-образовательное направление реализуются в основном в форме студийной групповой арт-терапии, тяготеющей к терапии занятостью, в то время как динамически-ориентированные модели нередко используются в интерактивных арт-терапевтических группах, а также индивидуальной арт-терапии арт-психотерапии.

  Я НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНА МАША ТРАУБ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

В последние годы отмечается определенное сближение художественно-образовательных и динамически-ориентированных моделей. Терааии сроков стационарного лечения в е гг.

При этом некоторые арт-терапевты для того, чтобы интенсифицировать процесс лечения, шли по пути объединения студийного подхода с элементами динамического и стали опираться на разработки в области краткосрочной групповой вербальной психотерапии Allen P. Killick также пишет об эффективности подобной комбинации. В ее случае это было связано с сочетанием свободных посещений пациентами студии с индивидуальными, динамически-ориентированными занятиями. В те же годы некоторыми специалистами были сделаны попытки использовать сочетание студийного и динамического подходов на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса, в том числе, с пациентами с острыми психическими расстройствами Луззатто П.

Allen описала вариант краткосрочной групповой арт-терапии в условиях непродолжительного курса стационарного лечения. Особенностью работы данного специалиста являлось включение в открытую группу пациентов с разными психическими расстройствами и потребностями: Аналогичный подход использовала П. Благодаря развитию в е гг.

Упоминается в тегах

Это стимулировало эмпирические исследования, стандартизацию подходов к практической работе и решение организационных задач, терппии с взаимодействием арт-терапевтов с другими специалистами. При этом стали все больше осознаваться трудности использования сложившихся ранее моделей зарубежной арт-терапии в условиях современной системы психиатрического обслуживания.

Касаясь проблемы интеграции арт-терапии в сложившуюся систему лечения и реабилитации психически больных, F. Moloy отмечает, что в лечебно-реабилитационной практике в психиатрии все большее внимание обращается на социализацию ресоциализацию больных, применение дифференцированной системы лечебных и режимных воздействий.

При этом арт-терапия продолжает апеллировать к внутреннему миру больного и ничем не ограниченной свободе самовыражения, отдавая предпочтение недирективному подходу в условиях студии.

Практикум по арт — терапии — Копытин А.И. — быстро скачать

Dilks указывают на неудовлетворенность многих зарубежных арт-терапевтов работой с хронически больными пациентами в атмосфере методологических и режимных ограничений, свойственных психиатрическим больницам. Получив подготовку в области психоанализа и имея недостаточную клиническую подготовку, такие специалисты ориентированы на более динамичную работу с пациентами, игнорируя при этом ограничения, вытекающие из природы психических заболеваний. Более активное применение динамически-ориентированных моделей арт-терапии в клинике пограничных психических расстройств в последние годы является одним из факторов дальнейшей дифференциации ее форм и методов, а также активизирующихся дискуссий относительно преимуществ разных стилей проведения индивидуальной и групповой арт-терапии у пациентов с невротическими расстройствами и аддикциями.

Работающие с пациентами с пограничными психическими расстройствами британские арт-терапевты McNeilly G. В противоположность им, многие американские специалисты используют центрированную на ведущем модель групповой арт-психотерапии Wadeson H.

Большинство американских арт-терапевтов в своей работе ориентируются на решение конкретных терапевтических задач за сравнительно короткие сроки, более четко определяют мишени для терапевтического воздействия, проявляют директивность и иногда применяют техники когнитивной, поведенческой психотерапии и гештальт-терапии. Одной из серьезных проблем современной зарубежной арт-терапии является недостаточность научных исследований.

Низкий уровень арт-терапевтичечских исследований за рубежом, отвечающих требованиям доказательной медицины, обусловлен целым рядом причин. Одной из них является то, что многие арт-терапевты в этих странах в качестве основного имеют художественное образование. Имея большую ценность, такие исследования не могут, однако, рассматриваться как достаточные и адекватные современным условиям работы специалистов и принципам научной доказательности.

Такой подход к исследованиям в значительной степени также связан с влиянием психоанализа. Поскольку большинство западных арт-терапевтических школ в теоретическом отношении базируются в основном на психодинамическом подходе Розаль М.

Имеются лишь единичные публикации, отражающие результаты изучения эффектов арт-терапии при разных психических и соматических заболеваниях Gussak D. Крайне редкими пока являются исследования сравнительной эффективности арт-терапии и иных методов лечения Pizarro J. Однако, в отличие от целого ряда других стран, внедрение арт-терапии в деятельность психиатрических учреждений в Российской Федерации осуществляется не профессиональными арт-терапевтами, а врачами-психиатрами психотерапевтами.

С одной стороны, это создает условия для тесного союза арт-терапии и медицины, повышения эффективности арт-терапевтических воздействий при разных психических и соматических заболеваниях, проведения научных исследований. С другой стороны, приоритет клинических еопытин у отечественных специалистов, использующих методы арт-терапии, предполагает определенный риск выхолащивания ее художественной составляющей, биологизации и физиологизации арт-терапевтических методов с одновременной недооценкой их гуманитарной основы, а также подмены личностных факторов арт-терапевтического процесса его инструментальной составляющей, связанной с использованием техник и алгоритмов направленного лечебно-профилактического воздействия.

Таким образом, несмотря возрастающее внедрение арт-терапии в деятельность психиатрических учреждений, современный этап ее развития характеризуется наличием целого ряда проблем. Данные относительно применения разных организационных форм и моделей арт-терапии с психически больными людьми противоречивы. Значительная часть зарубежных источников характеризуется преимущественным вниманием авторов к групповой и внутриличностной динамике и недостаточным учетом особенностей клиники и взаимодействия разных факторов биопсихосоциогенеза психических расстройств.

  EASYTUNDRA 0 9 16 253 СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Методы арт-терапии продолжают оставаться слабо дифференцированными относительно разных психических заболеваний. Показания и противопоказания к теапии арт-терапии и ее отдельных форм и методов при разных видах психической патологии пока четко не определены. Расхождение практики арт-терапии с принципами доказательной медицины на сегодняшний срт остается значительным. В большинстве случае клинические особенности пациента определяют лишь общую форму организации арт-терапевтических терапит и стиль их ведения.

Применение так называемого инсайт-ориентированного и групп-аналитического подходов в арт-терапии, связанных с раскрытием внутриличностного конфликта пациентов, показано в основном при пограничных психических расстройствах либо незначительно выраженных постпроцессуальных изменениях познавательной деятельности и аро сферы пациентов. При более выраженных постпроцессуальных изменениях, а также при психических терапит, характеризующихся нарастающим слабоумием состояния деменции разной этиологии обсуждение художественных работ пациентов терапио к минимуму.

При этом нередко используется копыоин активная, стимулирующая и поддерживающая позиция арт-терапевта в процессе его взаимодействия с пациентами. Все это позволило Р. Данные обстоятельства определяют необходимость разработки целостной системы теоретико-методологического обоснования арт-терапии и исследования ее лечебно-реабилитационных эффектов при разных психических расстройствах.

С целью повышения эффективности лечебно-реабилитационного использования арт-терапии в условиях современной отечественной системы психиатрического обслуживания нами была разработана авторская модель системной клинической арт-терапии САТ Копытин А.

Она имеет ряд существенных отличий от используемых за рубежом моделей арт-терапии, с одной стороны, и некоторые принципиальные отличия от отечественных аналогов в частности, ТТС М. Бурнос другой стороны. Системная арт-терапия САТ — совокупность психологических, психофизических и психосоциальных лечебно-реабилитационных воздействий, базирующаяся на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой, концепции творчества терапи специфически человеческого, личностного способа деятельности, осуществляемого с опорой на проективно-символическую коммуникацию.

Некоторые принципиальные отличия САТ от наиболее распространенных м зарубежной групповой арт-терапии приводятся в табл. Сопоставление САТ с наиболее распространенными системами зарубежной групповой арт-терапии. Именно системный подход создает условия для транстеоретического анализа и может выступать основой для соотнесения разных концепций и систем знания, применяемых для обоснования арт-терапевтической практики. Системный характер арт-терапии обеспечивает:.

Наряду с этим, использование системной модели арт-терапии позволяет решить ряд частных, связанных с осуществлением арт-терапевтического процесса вопросов, а именно:. Принципиально важным является признание личностно-ориентированного характера арт-терапии. В процессе арт-терапевтических занятий личность больного может проявиться наиболее целостно, во всей полноте своих патологических и здоровых проявлений, реализовать свой внутренний саногенный потенциал, активно использовать те механизмы, которые позволяют компенсировать биологически обусловленные ограничения психических функций, либо скорректировать и развить сохранные функции.

В творчестве проявляется индивидуально неповторимый комплекс эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих особенностей личности, особенности ее отношения к себе и другим людям, болезни и лечению. Поэтому в качестве важнейших теоретико-методологических предпосылок САТ опирается на следующие теоретические элементы:. САТ является комплексным видом лечебно-реабилитационного воздействия, включающим не только занятия художественным творчеством, но копстин межличностное взаимодействие, обсуждение продуктов творчества пациентов в контексте их проблем и системы отношений, а также применение различных психотерапевтических приемов индивидуальные, межличностные копытан общегрупповые интерпретации, воздействующее резюме и др.

Процесс САТ затрагивает разные уровни биопсихосоциальной организации личности пациента: Воздействие САТ на биологический уровень связано преимущественно с психофизиологическими эффектами изобразительного творчества, его влиянием на сенсорные процессы, соматическую сферу, общее физическое состояние пациента в их взаимосвязи с психикой.

Воздействие на психологическом уровне связано с влиянием изобразительного творчества и взаимодействия в группе на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы личности. Воздействие на социокультурном уровне включает влияние на социальные установки и систему ценностей, Я-концепцию пациента, его коммуникативные навыки, эстетические представления, этические нормы, социальные роли, микро- и макросоциальные отношения.

При этом данные уровни и связанные с ними терапевтические эффекты рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и на основе концепции личности как сложной биопсихосоциальной системы, обладающей способностью отражать, изменять и создавать различные отношения, осуществлять культурно-производственную деятельность и использовать различные виды дискурсов символически-знаковых комплексов.

В рамках САТ личность рассматривается как субъект культуры — не только ее продукт, но и творец, участвующий в процессах культурного производства.