ДУХОВНЫЙ ПУТЬ РОССИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАСЕ КУЛЬТУР С.П.СУРОВЯГИН СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Известный современный историк и богослов К. И призыв к покаянию перед таинственным ликом Божественной истины звучал бы для нее так же непонятно, как слова Иоанна Крестителя для фарисеев и саддукеев: Россия — многонациональное государство, и выдвижение на первый план идей избранности и превосходства одного, пусть и численно доминирующего этноса, грозит развалом страны3. Флоровский раскрывает общественно-историческое значение революции, направленное против верхов России, называемое им Судом Божиим и исключающее какое-либо народное покаяние. Содом — именно мистический, как Солнце именно красное.

Добавил: Shaktilabar
Размер: 23.50 Mb
Скачали: 51382
Формат: ZIP архив

В статье рассмотрены особенности русской культуры с точки зрения поисков её места в мировом контексте и её определяющего консолидирующего значения для будущего российской государственности.

Дан спектр представлений об исторических идеологичечком России, сложившийся в первые постсоветские годы, проводится мысль о роли русской культуры в формировании общенациональной идеи, идеологияеском вопрос о необходимости объективной оценки всех пластов и периодов развития культуры Отечества. This article is dedicated to peculiarities of Russian culture in terms of finding its place in the world context, and its meaning for the futures of россиии Russian statehood.

A простраме of views on the historical ways of Russia is given. The role of Russian culture in the shaping of the national ideas is shown. The necessity of the objective assessment of all periods of development of culture of the fatherland is discussed. Челышев Евгений Петрович, доктор филологических наук, профессор, академик РАН, член Президиума РАН, сопредседатель Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель председателя Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, член бюро Индийского философского общества, член Азиатского общества Калькутта.

В статье рассмотрены особенности русской культуры с точки зрения поисков её места в мировом контексте и её определяющего — консолидирующего — значения для будущего российской государственности. Об отечественной культуре, ее прошлом и настоящем, о перспективах у нас не утихают споры. Жуховный говорят о её кризисе. Мы постоянно ощущаем необходимость прояснить собственные позиции по принципиальным вопросам отечественной культуры, осознать ее роль и значение в мировом культурном контексте, необходимость уяснить и те характерные черты, которые отличали культуру России в ставшие достоянием истории е годы.

Рассматривая современную культуру России, мы не можем просррасе бы в общих чертах не определить истоки и природу ее самобытности.

Начав складываться в период становления Российской империи, новая отечественная культура становится продуктом многоэтнической российской государственности. Становление Российской империи проходило на обширных территориях Европы и Азии.

Но еще задолго до образования Российской империи на этих территориях формировалась евразийская общность населяющих ее народов. Принципиально новым содержанием наполняется взаимодействие культур Востока и Запада в России, на территории которой столетиями создавался особый синтетический тип культуры, вобравшей в себя ценности многих населявших ее народов, принадлежавших как к западной, так и восточной цивилизации. Проблема эта, впервые осознанная славянофилами, оставалась в центре внимания и евразийцев в е годы — Н.

Карсавина, многих других известных представителей русской науки в эмиграции, идеи которых нашли широкий отклик в русской культуре и общественной мысли. Интеллектуальная элита России всегда имела интернациональный характер.

THE DESTINY OF THE CULTURE AND PATH OF RUSSIA

Но тон в этом многонациональном ансамбле всегда задавали русские. Осваивая обширные территории, русские, пробиваясь к Тихому океану, принесли народам Сибири самое северное в мире земледелие, протянули самую длинную в мире железную дорогу, построили железные дороги в Царстве Польском, в Прибалтике, Финляндии, Закавказье.

С передвижением границ на Запад и Восток русские люди способствовали распространению просвещения на окраинах России. А как формировался духовный облик простого русского человека? Особую роль в России всегда играла литература. Она создавала духовный климат не только для русских, но и для всех народов, населяющих Россию.

Я далек от того, чтобы идеализировать Российскую империю, были в ней и завоевательные войны, наряду с просвещенными правителями немало было и невежественных чиновников. История не знает примеров большего самопожертвования одного народа, к тому же составляющего абсолютное большинство в стране, ради соразвития, сохранения и подъема малых народов и других цивилизаций.

  Н С СТАРЖИНСКАЯ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Что бы ни говорили националисты из прибалтийских стран, если бы у них хватило рассудка и объективности, то они должны были бы признать: Их ждала бы судьба пруссов — полное онемечивание Однако против него как идеологии консолидации и идеологии мирного сожительства, соразвития и сопроцветания всех наций и народов, населяющих Россию, выдвигается весьма резкий и серьезный аргумент, который не может быть оставлен без должного внимания.

Некоторые противники евразийской идеи, например, К. Мне близка душевная боль, с которой К. Титаренко, полемизирующий с К. В самом деле, провозглашаемая ею доктрина может быть истолкована и как поддержка откровенного русского национализма, строительства унитарного государства. В критике такой точки зрения я согласен с А. Сторонники евразийской идеи в России подчеркивают ее важное значение для судеб современного мира.

Вдохновительная гипотеза евразийства, — пишет Панарин, — состоит в том, что судьба постиндустриальной эпохи в значительной мере зависит от судьбы России Важно понять при этом, что евразийский проект предполагает не простую смену образов многоцентричного мира, — скажем, переход от всемирной гегемонии США к гегемонизму возрожденной евразийской сверхдержавы.

Миссия России — способствовать этому полицентризму путем создания противовеса моноцентричной модели, насаждаемой сегодня США2. Но как реально должна быть воплощена в жизнь евразийская идея, какой должен быть механизм ее реализации? На этот вопрос никто из сторонников евразийской идеи не дал еще ясного ответа.

Русский народ всегда был готов оказать помощь попавшим в беду соседям. Он никогда не жил за счет других, как это бывало в тех колониальных империях, где господствовавшие нации процветали за счет порабощенных народов. Общеизвестно, что жизненный уровень в Финляндии, Царстве Польском, в Прибалтике, Бессарабии, Закавказье был выше, чем в исконно русских губерниях.

Я думаю, что не нуждается в доказательстве и то, что в Советском Союзе жизненный уровень русских не был выше, чем у других народов страны. Единственный вывод, который напрашивается из вышеприведенных рассуждений — это бесспорное лидерство русской нации в многоголосом евразийском концерте.

Каким бы ни было государственное устройство нашей страны, русская культура во многом будет сохранять в ней центрообразующее но не господствующее место в жизни ее народов. Именно от ее состояния во многом будут зависеть как оптимистические, так и пессимистические прогнозы нашего государственного развития. Вместе с тем альтернативой укрепления российской государственности на основе евразийской идеи может быть только дальнейшая дезинтеграция нашей страны.

Ее стержнем является великий русский народ и великая русская культура. Довольно длительное время вытеснению «русского» как известно, служило и великолепно использовалось «советское».

Сейчас это прошло, но «русское», восстанавливается если восстанавливается вообще! Трубачев справедливо указывает на концептуальность атрибута «русский» русский язык, русская литература, русская культура. Между словами «российский» и «русский» отсутствуют отношения взаимозаменяемости; «русский» — этнично, а «российский» благодаря своей прямой зависимости от России имеет сейчас свой, только ему присущий, административно-территориальный статус.

В отличие от «русского» «российский» и «россиянин», к тому же, шире может включать и нерусского россиянина, се. История Руси и русского Слова. Трубачев, -приходилось встречать деятелей, способных даже при обсуждении проекта закона о языках сначала -РСФСР, потом Российской Федерации поступиться и государственным и межнациональным статусом русского языка во имя порой совершенно мифических суверенитетов.

Наблюдаемая рецессивность словоупотребления русский в пользу российского является плодом подобного просвещения. Пример — высокий государственный деятель в стране, на протяжении нескольких лет так и не решавшийся публично произнести слово «русский». Не дай бог кто-то может заподозрить в подыгрывании националистическим настроениям, обвинить в русофильстве и еще того хуже, в «национал-патриотизме!

В этой связи у нас не могут не вызвать тревогу и озабоченность те негативные процессы, которые происходят в настоящее время в русском языке, являющемся основой русской национальной культуры, в течение сотен лет связывающем в единое целое народы России, завоевавшем высокое признание во всем мире.

Staff View: Духовный путь России в идеологическом пространстве культур

Кризисные процессы в русском языке в России стали особенно с.п.сурлвягин уже в момент, когда мы готовились к летию со дня рождения А. По словам академика В. Нельзя сказать, что у нас не принимаются различного рода меры по их сохранению и развитию русского языка: Но все это, к сожалению, пока что оказывается недостаточно эффективным.

  АЛ ТАРАПТА ЖАЛГЫЗ КАЛДЫН СЕН ОЗУН МР3 СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Угроза, нависшая сейчас над культцр языком, не менее серьезна, чем в послереволюционные годы. И как тут не вспомнить Александра Блока, который в г. Интересный социологический анализ проблемы нашей самобытности в связи с обсуждением принципов и итогов реформ дал еще в году академик Г. По его мнению, уже в то время закончился первый этап реформ, проведенный в точном соответствии с рекомендациями МВФ и на основе концепции чикагской школы в США. Речь идет о таких показателях, за которыми начинается деградация личности, общества, государства: Причину сложившегося положения Г.

Таким образом, чем более глубокую трансформацию претерпевает наша жизнь, тем больше должна учитываться самобытность России.

Духовный путь России в идеологическом пространстве культур / Тюм. гос. нефтегазовый ун-т

Полагаю, что центральный вопрос наших творческих исканий состоит в том, существует ли российский, а также русский путь как один из возможных вариантов бытия мировой культуры.

Это важнейшая проблема — поисков места русской культуры в мировом контексте. Однако выдвигая этот тезис, я понимаю, что он влечет за собой постановку ряда принципиальных вопросов. Дает ли эта модель одну из приемлемых альтернатив синтеза мировых культурных универсалий и самобытных начал русской, всей российской культуры?

На каких основаниях сегодня мы должны строить эту модель? Она определялась не сегодня, за. Думаю, мы все единодушны в том, что решать эти проблемы в их национальном и мировом аспектах в наше переломное время можно только осмысливая соотношение прошлого, настоящего и будущего. Обратимся к прошлому, к культурному наследию России. Споры о нем, о его роли для развития современной культуры не только не утихают, но приобретают все более острый характер. Ведь это споры о культуротворческом потенциале нашей современной жизни, нашей культуры и, в большой мере, о ее будущем.

Но прежде чем прогнозировать будущее, необходимо правильно оценивать прошлое. Чаадаеву на его безысходно мрачное Философическое письмо, великий русский поэт незадолго до смерти писал: Не менее актуально, чем в г.

Хочу остановиться на двух проблемах, связанных с наследием русской культуры. До последней четверти ХХ.

В советский период, например, было принято игнорировать русскую культуру в эмиграции. Осознание этого побудило ученых Академии еще на рубеже х гг. Итогом первого этапа реализации программы явилось всестороннее обоснование мысли о том, что культура нашей страны развивалась и в стране и за ее пределами, а главное, о том, что культура России XX.

Другой проблемой является оценка 70 лет истории отечественной культуры, развивавшейся в СССР.

В спорах о ней сталкивается множество мнений: Недостаток той и другой крайности состоит в том, что этот период российской культуры, из которого все мы вышли, зачастую исключается из состава культурного наследия. Но из песни, как говорится, слова не выкинешь. В отличие от ряда наших критиков — тотальных ниспровергателей прошлого, — некоторые литераторы-эмигранты точнее определяли художественную значимость культуры советского периода, водораздел, отделяющий, скажем, в советской литературе правду от фальши, писателей, художников, режиссеров-приспособленцев от подлинных мастеров.

Их оценки истории советской литературы выглядят более взвешенными и объективными в условиях, когда некоторые советские писатели становятся сегодня объектом огульной критики.

Мировоззренческое покаяние как социально-исторический поступок в исповедальной культуре России

Нельзя не сказать и об отечественной гуманитарной науке советского периода. Одним из главных достижений последних лет стало высвобождение научной мысли и культуры от догматизма и крайней прлстрасе. Однако абсурдно и аморально заменять ее другим догматизмом и другой политизацией, отказываясь от всего того позитивного, что накопили за годы советской власти наша культура и гуманитарные науки, перечеркивая труд многих ученых и деятелей культуры только потому, что они жили и творили в эти годы.